В чудной стране театра

В чудной стране театра.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Театр раскрывает духовный мир и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: 1. Художественным образованием и воспитанием детей; 2. Нравственным воспитанием; 3. Формированием эстетического вкуса; 4. Развитием коммуникативных качеств личности (обучение различным видам общения); 5. Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); 6. Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Драматизация, наиболее распространенный вид детского творчества. Содержание театральных игр тесно связано со всеми образовательными областями программы ОУ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

  • — словаря;
  • — грамматического строя;
  • — диалогической и монологической речи;
  • — совершенствованию звуковой стороны речи.


Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

— выбор темы;

— передача знакомого содержания;

— сочинение;

— исполнение от лица персонажей.

Театрализованная деятельность включает также игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а так же игры, развивающие воображение, память, внимание, наблюдательность. При проведении этих игр создаёмвеселую, непринужденную атмосферу, подбадриваем зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными. Театрализованные игры проходят поэтапно. 

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.). Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»). В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй. 

Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления:

— игровую сказкотерапию; 

— специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда). Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: 

— единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

— наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Театрализованная деятельность детей стала неотъемлемой частью всех развлечений и праздников, проводимых в нашем детском саду. Второй год подряд, в нашем детском саду организуется большой праздник — «День театра», организуемый объединением педагогов ОУ. Педагоги почти всех возрастных групп выступали в роли артистов и представили на самый строгий суд — суд детей, свои театральные постановки: «Заюшкина избушка» — участники: Букреева Л.Н., Корнева Н.П., Телицына Л.В., Красильникова Т.Г., Графинина М.Н.; «Приключение Буратино или Золотой ключик» — участники: Санатулова Я.А., Краснова О.А., Татарова С.Н.; «Репка на новый лад» — участники: Терешева Е.В.,Воробьёва Л.А., Сангова О.В., Краснова О.А., Генералова Е.В. Руководил всем этим действием и вел этот феерический праздник — музыкальный руководитель Бурмистрова Л.С. Составление сценария, подбор декораций, костюмов, музыки, различной театральной атрибутики полностью легла на плечи педагогов, но сияющие восторгом глаза и дружные аплодисменты детей оправдали все усилия и волнения участников театрального представления. Нет ничего в мире прекраснее и доступнее для детского восприятия, чем драматизация. Дети отличные слушатели и благодарные зрители. Развитие детей средствами театрального искусства всегда себя оправдывало. Музыка, театр, живопись — три ступени, способствующие усвоению ребенком социальных и моральных ценностей! И ребенок готов окунуться в мир прекрасного! 

Подготовила: воспитатель и участник театрального объединения — Корнева Надежда Петровна.