Нарушение взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», причины, диагностика, коррекция
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и детей. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.
Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.
Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей:
1. «Семья-санаторий» Рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного коллективного самоограничения.
2. «Семья-крепость» Еще один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства «мы»). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции. В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости.
3. «Семья-третий лишний» В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия. В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей.
Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».
Ж. Брук выделил основные группы «трудных» родителей:
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал тем же, чем и они.
- Родители, которые категорически против того, чтобы их ребенок занимался тем же, чем и они.
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался только тем, чем захочет.
- Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался тем, что они сами не смогли сделать.
- Родители, которые хотят (не хотят), чтобы их ребенок делал то-то и то-то.
Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.
Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.
Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:
- воспитание не соответствует полу ребенка;
- нежеланная беременность;
- несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
- жестокое обращение;
- агрессивность в семейных отношениях;
- конфликтные отношения в семье;
- сибс-конфликты;
- развод;
- психологическая несовместимость с ребенком;
- воспитательная неуверенность;
- эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей.
Безусловно, психологическую обстановку в доме определяют главным образом взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношения с сыном или дочерью.
Семейные традиции – играют большую роль в детско – родительских отношениях. Это, в первую очередь, праздники, которые отмечают со всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе.
И в заключение, воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.