Нарушение взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», причины, диагностика, коррекция

Нарушение взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», причины, диагностика, коррекция

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и детей. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.
Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей:
1. «Семья-санаторий»  Рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного коллективного самоограничения.
2. «Семья-крепость» Еще один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства «мы»). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции. В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости.
3. «Семья-третий лишний» В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия. В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей.

Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».
Ж. Брук выделил основные группы «трудных» родителей:

  1. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал тем же, чем и они.
  2. Родители, которые категорически против того, чтобы их ребенок занимался тем же, чем и они.
  3. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался только тем, чем захочет.
  4. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался тем, что они сами не смогли сделать.
  5. Родители, которые хотят (не хотят), чтобы их ребенок делал то-то и то-то.

Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.

Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.

Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:

  • воспитание не соответствует полу   ребенка;
  • нежеланная беременность;
  • несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • жестокое обращение;
  • агрессивность в семейных отношениях;
  •  конфликтные отношения в семье;
  • сибс-конфликты;
  • развод;
  • психологическая несовместимость с ребенком;
  • воспитательная неуверенность;
  • эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей.

Безусловно, психологическую обстановку в доме определяют главным образом взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношения с сыном или дочерью.

Семейные традиции –  играют большую роль в детско – родительских отношениях. Это, в первую очередь, праздники, которые отмечают со всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе.

И в заключение, воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.