Гендерное воспитание детей

Система работы детского сада по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Представления о содержании типичного для пола поведения детей, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Актуальность выбранного направления связано с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию адекватной полу модели поведения.
В связи с отсутствием четких методик гендерного воспитания детей, практическая деятельность развития полоролевой индентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно. В соответствии с данной проблемой мною разработана система работы по гендерному воспитанию детей в соответствии с ФГТ.
Состояние материально-технического обеспечения ДОУ позволяет осуществлять деятельность по развитию полоролевой идентификации детей.
Наличие центров активности позволяет детям сделать выбор между совместной с другими детьми или индивидуальной деятельностью. Все базовые компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного и социального развития детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек. Ведется постоянная работа по усовершенствованию развивающей среды.
Учебно-методический комплекс позволяет педагогам проводить непосредственно образовательную деятельность. Методический кабинет располагает учебно-методической литературой для реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду » под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Используются парциальные программы по гендерному воспитанию детей М. А. Радзивилова «Мальчики и девочки -кто они? », С. А. Козлова «Я человек», а также применяются технологии Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», В. Н. Нохрина «Гендерное развитие детей дошкольного возраста», Е. Н. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ», И. П. Шелухина «Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Формирование гендерной идентичности».
Для формирования представления о собственной гендерной принадлежности используются видеопрограммы «Я мальчик, я девочка! », «Волшебный цветок», «Мужской и женский этикет», «Мы разные! ».
Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит с помощью наглядного материала: по парциальной программе М. А. Радзивилова «Мальчики и девочки — кто они? », технологии Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и детском саду» имеется демонстрационный материал, используются электронные дидактические пособия «Дом профессий», «Военная техника», «Универсальный кубик», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины»; на закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников используются дидактические и настольные игры. Систематически обновляются информационные стенды, выставки, издаются буклеты.
Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГТ, в образовательной области «Социализация»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.
Целью разработанной системы по гендерному воспитанию является: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.
4. Информационно-просветительская деятельность ОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
Данная тема актуальна, это связано с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Поэтому системой работы ДОУ по гендерному воспитанию являются следующие составляющие: взаимодействия сотрудников ДОУ, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, социальное партнерство, просветительская деятельность и диагностические исследования.
Полоролевая идентификация осуществляется в тесной взаимосвязи с физическим, эмоциональным и социальным, воспитанием детей, опирается на развитие их речи и мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование навыков поведения и развитие творческих способностей. Таким образом, в ДОУ сложилась система взаимодействия педагогов и специалистов по формированию компетенций воспитанников. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Мною рассмотрена интеграция специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, старший воспитатель и заведующая ДОУ. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.
В работе с детьми используются разнообразные формы работы в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности:
— Непосредственно-образовательная деятельность по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности «Есть такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом», «Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» (по образовательной области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество») ;
— Дидактические и сюжетно-ролевые игры;.
— Развлечения, досуги, праздники;
— Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: р. н. сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о Суворове и русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и др. ;
— Тренинги, педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам» и т. д. ;
— Художественно-продуктивная деятельность;
— Беседы на тему полового воспитания «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»… ;
— Инсценировки, драматизации, театрализованные представления;
— Разрешение различных проблемных ситуаций «На какого сказочного героя я похож (похожа? »;
— Конструктивные игры, поисковая деятельность.
Активно используются формы работы и с педагогами: консультации; семинары-практикумы; беседы; решение проблемных ситуаций; деловые интерактивные игры; конкурсы; коллективные просмотры непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности; анкетирование, тестирование; самообразование по проблеме; самоанализ деятельности каждого педагога.
Под моим руководством педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам: теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами; консультативный материал для родителей; организация предметно- развивающей среды; практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми с учетом особенностей пола.
В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, инструктор по физической культуре провела консультацию «Дифференцированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста», психологом  был проведен семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников».

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек оформляются информационные стенды, работает детско-родительский клуб «Дорога радости», на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей, проводится индивидуальное психологическое консультирование.
Администрацией детского сада организована встреча родителей с врачом-гинекологом на тему «Гигиена мальчиков и девочек», издан спецвыпуск газеты «Солнечные лучики», посвященный вопросам полоролевого воспитания.
В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавили дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; проведена «Неделя добрых дел в семье». В каждой группе оформлены фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с сыном — вместе смотримся красиво! «, «Лучшая в мире семья — моя! «, «Моя дружная семейка», проведен конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».
Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: «День влюбленных», «Шоу всемогущих пап», «Бенефис девочек», «Рыцарский турнир», «День матери», конкурс семейных талантов «Минутка славы», спортивные праздники.
Активно используются и другие формы работы с родителями: устный журнал; буклеты, памятки, брошюры; тематические консультации; информационный сайт; индивидуальные беседы с родителями; День открытых дверей; посещение семьи ребенка; дискуссионный круглый стол; моделирование игровых и проблемных ситуаций; тренинги, практикумы; анкетирование, экспресс-опрос, тестирование; видеопросмотры проведенных мероприятий; семинары, встречи со специалистами; тематические выставки; заседания родительского клуба знатоков; деловые игры.
Социальное партнерство ДОУ свидетельствует о необходимости дифференцированного по половому признаку подхода к подготовке старших дошкольников к обучению в школе с учетом проявляющихся этому возрасту психологических особенностей как следствия ориентированной на традиционные гендерные стереотипы социализации.
Педагоги и специалисты систематически размещают информационный, консультативный материал на сайте дошкольного учреждения для родителей в рубрике «Гендерное воспитание».
Мониторинг для определения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет разработан на основе задач представленных в программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.
Сравнительный анализ за 2011-2012 уч. год, 2012-2013 уч. год показал положительную динамику уровня сформированности полоролевых представлений у детей дошкольного возраста.
Следуя вышесказанному мною определена «миссия» дошкольного образовательного учреждения «Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями, направленного на развитие и воспитание целостной и гармонически развитой личности ребенка в соответствии с их гендерными особенностями и социальным заказом государства и семей.

Старший воспитатель Путилова Л.В.